Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Повредить колесный диск дело нехитрое. Чаще всего диски страдают в результате ударов при попадании в ямы, но и случаев, когда они становились жертвами ДТП, наездов на бордюры, выступающие канализационные люки или что-то еще, тоже хватает. Как уверяют специалисты, на дисках двух автомобилей из десяти заехавших на шиномонтаж будут повреждения. А по весне, пока не закончится ямочный ремонт, это количество увеличивается вдвое, если не больше.

При прямолинейном ударе о край рытвины в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода. Наружную закраину, усиленную спицами, загнуть тяжелее, но можно — все зависит от силы удара, определяемой скоростью, на которой колесо угодило в яму, и формы края ямы — острой или тупой. При косом ударе, когда, например, водитель пытался увернуться от ямы, но не получилось и колесо бьется о препятствие под углом, помимо силового воздействия на закраины обод нагружается еще и боковым давлением. В таких случаях помимо загиба закраины происходит деформация диска в виде «восьмерки».

На исправительные работы

Плох и загиб, и «восьмерка», но можно ли это исправить? Вопрос отнюдь не праздный, ибо проблема заключается не столько в том, что легкосплавный диск недешев, сколько в том, что найти ему замену может оказаться неразрешимой задачей. Не отправлять же из-за одного поврежденного диска в утиль весь комплект, который стоит ощутимых денег? В то же время характеристиками материала литые легкосплавные диски существенно отличаются от штампованных стальных — не опасно ли подвергать «литье» ремонту? С этими вопросами мы обратились к Александру, владельцу одного столичного шиномонтажа.

— Все зависит от экономической целесообразности и деформации диска — исправимая она или нет. Могу сказать, что как минимум 90 процентов литых дисков можно вернуть в строй либо с помощью обычной раскатки загиба, либо путем гидравлической правки для устранения «восьмерки». Примечательно, что для стальных дисков «восьмерка» — практически неисправимый дефект. Это подтверждалось неоднократно — после правки за счет упругости материала диска «восьмерка» возвращается. У литых дисков структура материала иная и имеет свойство позиционироваться. Поэтому вернуть такой диск к первоначальному виду можно. Однако стоимость гидравлической правки — порядка 80 у.е. А стандартный литой диск на распространенные модели VW, Opel, Ford и других марок обойдется в 100 у.е., найти его не так трудно, как кажется. Поэтому иногда есть смысл поискать диск. Но если машина эксклюзивная или диски покупались китайские, привозились из Америки, тогда, да, сложно будет что-то подобрать.

Обычный загиб в устранении проще — стоимость раскатки литого диска в среднем около 10-15 у.е. Но чтобы однозначно понять, какой вариант ремонта нужен — раскатка или правка, желательно диск проверять в разобранном состоянии. Пока на диск надета покрышка, далеко не всегда можно сразу определиться с вариантом ремонта и сориентировать клиента по стоимости.

Если лопнул

От сильного удара легкосплавный диск может не только деформироваться, но и дать трещину, даже лишиться фрагмента закраины.

Очередной вопрос Александру: можно ли что-то сделать в таких случаях?

— Трещины завариваются. Наверняка кто-то скажет, что такие диски нельзя эксплуатировать. Только заваривают же трещины на головках цилиндров, а там нагрузочные и температурные режимы гораздо выше, чем на колесном диске. Если работу делает квалифицированный сварщик, для сварки берутся хорошие присадки, то, как показывает практика, восстановить треснутый диск можно. Качественный шов получается даже прочнее основного материала. Я видел заваренные диски, которые повторно попадали в ремонт, но из-за поломки в совсем другом месте, а не по сварке. Стоимость сварочных работ строго индивидуальна и зависит от того, где трещина появилась и какой она длины. Если трещина пошла по лицевой части диска, по полке, вдоль закраины диска, что после сварки потребует еще и качественной зачистки, то работа обойдется дороже, чем когда трещина не выходит на места, где с диском контактирует покрышка. В среднем можно ориентироваться на 5 у.е. за каждый сантиметр трещины.

При прямолинейном ударе о край рытвины в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода.

Коррозия — а как же без нее

Кроме механических литые диски подвержены еще и коррозийным повреждениям. Считается, что коррозия влияет только на внешний вид дисков, однако подмечено, что по прошествии определенного времени колеса с дисками из легких сплавов начинают хуже поддаваться балансировке. Не с коррозией ли связана эта проблема? И опять слово Александру:

— Есть такое дело. Раньше этого не было, но сейчас колеса со ступиц стали сниматься гораздо сложнее. Я связываю это именно с тем, чем посыпают наши дороги. Похоже, современная химия более агрессивно ведет себя по отношению к покрытию дисков, даже если оно не было повреждено, и к материалу дисков. Раньше литые диски всегда по плоскости крепления к ступице были ровные. Теперь обычно там появляется слой наподобие порошка. Очевидно, что это результат окисления. В запущенных случаях, когда проводишь пальцем по плоскости после очистки металлической щеткой, чувствуются выщербины. Говорить о качестве балансировки таких дисков не приходится. На балансировочный станок этот диск установили, а на машине он встанет иначе, так как плоскость прилегания некачественная и из-за этого может проявиться дисбаланс. Когда окисляется диск, рекомендуется очищать не только плоскость крепления на диске, но и встречную посадочную плоскость на ступице — она ржавеет. Загрунтовать плоскости после очистки тоже нелишне.

Бывает, коррозия переходит на внутреннюю полку. Тогда колесо может начать травить воздух. Прилегание покрышки к полке не оказывает никакого влияния, потому что края покрышки прилегают к лаку, а воздух просачивается наружу между лаком и диском. Надо разбирать диск, счищать лак. В идеале нужно наносить новое покрытие — полимерное, лакокрасочное, но это индивидуально по желанию клиента. Шиномонтажи обычно покраской дисков не занимаются, но есть организации, которые такую услугу оказывают. Что можно посоветовать клиенту шиномонтажа? Проследить, какие грузики использовались при балансировке. Клеящиеся грузики лучше однозначно, поскольку при набивке грузика со стальной скобой происходит задир покрытия. Условия для коррозии созданы, покрытие через какое-то время вспучивается.

Стоимость гидравлической правки — порядка 80 у.е. Обычный загиб в устранении проще — стоимость раскатки литого диска в среднем около 10-15 у.е. Стоимость сварочных работ строго индивидуальна и зависит от того, где трещина появилась и какой она длины. В среднем можно ориентироваться на 5 у.е. за каждый сантиметр трещины.

Посадил дед репку

В немалом числе ремонтных случаев с различными узлами и агрегатами автомобилей повинен человеческий фактор. Если не принимать в расчет невнимательность или неаккуратность при движении по дорогам с покрытием, усеянным ямами, чем еще водитель может навредить колесным дискам?

— Диски с разбитыми посадочными отверстиями под колесные болты нечасто, но встречаются, и этот дефект, как правило, на совести владельца машины. Посадочные места страдают, если плохо закрутили крепежные гайки или болты, например после самостоятельной замены колес, и машина поехала. Многие водители все же дилетанты и запросто могут не обратить внимания даже на стук, который идет, когда катится недожатое колесо. Едут, пока колесо не отвалится. Спрашиваем клиента: почему? Отвечает: думал, что это не в колесе дело, хотел доехать до сервиса, чтобы там разобрались, что постукивало. А восстановить диск с разбитыми отверстиями непросто. Что нужно хорошее токарное оборудование, координатный станок — это полбеды. Чтобы правильно сцентрировать, должна быть идеальная внешняя геометрия диска, по которой надо базировать диск на станке, но она обычно нарушается раньше, чем посадочные места.

Еще стоит сказать о прилегании к ступице. Если нет возможности почистить плоскости на дисках и ступицах, рекомендуется дожимать крепеж дисков через некоторое время после выезда с шиномонтажа. Из-за наличия окисленного слоя затяжка может ослабиться. Если поленитесь сделать это самостоятельно, то на следующий день после замены колеса постарайтесь снова заехать на шиномонтаж и попросите работников дожать колесные гайки. Сейчас ослабление затяжки чаще и чаще проявляется.

Напоследок

Немалое значение для пригодности диска из легкого сплава для ремонта имеет технология его изготовления. Мы говорили о литых дисках, а кроме них есть еще кованые легкосплавные диски. Они более прочные, поэтому удары держат лучше. Однако если кованый диск повредить, то восстановить его с помощью холодной раскатки или правки проблематично — прочность идет во вред. Требуется нагрев, чтобы материал стал податливее, но после остывания появляется риск, что сплав потеряет прочность.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора

Газета «АВТОБИЗНЕС»

От удара в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода. Наружную закраину, усиленную спицами, загнуть тяжелее От удара в легкосплавных дисках преимущественно деформируется внутренняя закраина обода. Наружную закраину, усиленную спицами, загнуть тяжелее Если трещина пошла по лицевой части диска, по полке, вдоль закраины диска, то после сварки потребуется еще и качественная зачистка Если трещина пошла по лицевой части диска, по полке, вдоль закраины диска, то после сварки потребуется еще и качественная зачистка От сильного удара легкосплавный диск может не только деформироваться, но и дать трещину От сильного удара легкосплавный диск может не только деформироваться, но и дать трещину
Загиб закраины колесного диска можно устранить с помощью раскатки Загиб закраины колесного диска можно устранить с помощью раскатки

Метки: колесный дисклитые дискишиномонтаж

Поделиться:

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками

Станок правки дисков своими руками