Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров


^ Постройка и фантазия. (1 час – практ. работа)

Конструктивное строение из бумаги.

Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.

Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.

«О чем говорит искусство» (10 часов: 10 часов — практ. работа)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

^ 15. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. (1 час – практ. работа).

Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.

Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.

Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

^ 16. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Материалы: гуашь, альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».

Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».

^ 17. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. (1 час – практ. работа).

Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).

Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.

Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.

^ 18. Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.

^ 19. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.

Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.

^ 20. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. (1 час – практ. работа)

Задание: 1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.

Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

Литературный ряд: народные песни.

21. «Морозные узоры». Украшение и реальность. (1 час – практ. работа).

Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).

Материалы: кисть, цветная (синих и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии и слайды морозных узоров.

Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.

^ 22. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. (1 час — практ. работа).

Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.

Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».

^ 23. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. (2 часа – практ. работа).

На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.

2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.

«Как говорит искусство» (9 часов: 8 – практ. работа, 1 - обобщение)

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.

На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.

^ 24. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.

Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.

Литературный ряд: загадки по теме.

25. «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).(1 час — практ. работа).

Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")

^ 26. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий. (1 час — практ. работа)

Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".

27. «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (танки).

28. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. (1 час – практ. работа)

Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

^ 29. «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). (1 час — практ. работа)

Задание: Каждый из учеников рисует самый красивый цветок. За 10 минут до конца урока ученики вырезают свой цветок и приклеивают свой цветок на общий фон.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: методические таблицы, динамическая таблица «Ближе — дальше»; японская, китайская графика (о растениях); репродукции картин художников.

Литературный ряд:стихотворения и загадки о цветах.

^ 30. «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). (1 час — практ. работа)

Задание: Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.

Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).

Литературный ряд: стихотворения и загадки о птицах.

^ 31. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. (1 час — практ. работа)

Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".

Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.

^ 32. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. (1 час — обобщение)

Материалы: методические таблицы, репродукции работ художников, слайды, проектор, предметы, изделия народных промыслов; раздаточный материал к заданиям и т.п.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов

Учащиеся 2 класса должны знать/понимать:


  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

  • использовать навыки компоновки;

  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);

  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;

  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);

  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

^ Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:


  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание;

  2. волевая саморегуляция;

  3. коррекция;

  4. оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:


  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  1. анализ объектов;

  2. синтез, как составление целого из частей;

  3. классификация объектов;

  4. доказательство;

  5. выдвижение гипотез и их обоснование;

  6. построение логической цепи рассуждения.

3 класс (34 часа) «Искусство вокруг нас»

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и, являются носителями духовной культуры, и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

^ Содержание учебного материала

« Искусство в твоем доме » (10 часов: 10 часов - практ. работа)

Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

^ 1. «Осенний вернисаж». Прощаемся с летом. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить цветы с натуры или по памяти.

Материалы: гуашь, бумага белая, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: стихи, загадки об осени, о цветах.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

^ 2. «Красота букетов из Жостово». Твоя посуда. (1 час — практ. работа)

Задание: Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная краска.

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)

^ 3. «Мамин платок». (1 час – практ. работа)

Задание: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).

^ 4. «Обои и шторы в твоем доме». (1 час – практ. работа)

Задание: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.

Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).

^ 5. «Твои игрушки» (озорной товар). (2 часа – практ. работа)

Задание: Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский альбом".

^ 6. «Иллюстрация твоей книжки». (1 час – практ. работа)

Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.

Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

7. «Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети выполняют иллюстрации к русским народным потешкам в стиле дымковской игрушки

Материалы: гуашь, кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные потешки.

^ 8. «Поздравительная открытка, декоративная закладка». (1 час – практ. работа).

Задание: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.

^ 9. «Букет цветов». (1 час – практ. работа).

Задание: Ученики рисуют самый красивый цветок (по их мнению и умению) и вырезают его изображение.

Материал: гуашь, кисть, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции картин художников, изобразивших цветы; аппликации, фотографии цветов; живые цветы.

«Искусство на улицах твоего города» (5 часов: 5 часов - практ. работа)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.

^ 10. Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества. (2 часа – практ. работа).

Задание: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.

Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии, слайды; материалы по истории и жизни родного города, села.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.

^ 11. Парки, скверы, бульвары города. (1 час – практ. работа).

Задание: Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке леса», «Одинаковые цветы»

^ 12. Транспорт в городе. (1 час – практ. работа)

Задание: В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.

Литературный ряд: загадки

^ 13. Витрины магазинов. (1 час – практ. работа)

Задание: Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.

Материалы: плоские конфетные коробки, белая и цветная бумага, ножницы, клей, пластилин.

Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами; детские работы предыдущих лет; заготовки фрагментов оформления для показа способов компоновки.

«Художник и зрелище» (10 часов: 10 часов — практ. работа)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.

^ 14. Образ театрального героя. Эскиз куклы. (1 час – практ. работа)

Задание: Эскиз персонажа кукольного театра (перчаточного или обычного). Ученики рисуют кукольный персонаж (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на указательный палец будет надеваться голова куклы) либо просто создают куклу — образ.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, мелки, пастель.

Зрительный ряд: слайды и фотографии, иллюстрации из книг о кукольном театре; зарисовки учителя.

^ 15. Образ театрального героя. Силуэт-загадка. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить персонаж теневого театра — нарисовать силуэтный профиль.

Материалы: гуашь (черная, коричневая, серая), акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, фломастеры того же цвета, что и силуэт персонажа, бумага.

Зрительный ряд: графические работы; репродукции Е. Кругликовой; «вырезалки».

^ 16. Театр кукол (голова и костюм куклы). (2 часа – практ. работа).

Задание: Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

^ 17. Карнавальные маски. (2 часа – практ. работа).

Задание: Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.

Литературный ряд: стихотворения А. Барто, З. Александровой, фольклор.

^ 18. Пальчиковый театр. Театральный занавес. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).

Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.

Литературный ряд: загадки

^ 19. Конструирование сувенирной куклы. (1 час – практ. работа)

Задание: конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги; создание коллективной композиции «Веселый хоровод».

Материалы: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, дополнения-украшения, клей.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; игрушки Дымково, Сергиев Посада, села Богородское, матрешки и т.п.

Литературный ряд: загадки

Музыкальный ряд: народные песни.

^ 20. Афиша, плакат к спектаклю. (1 час – практ. работа)

Задание: Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

^ 21. Цирковое представление «Парад - алле». Художник и цирк. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с примерами клоунады, жонглирования и другими номерами.

Литературный ряд: стихотворение С. Маршака «Цирк», загадки по теме.

Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу цирка.

«Музеи искусств» (9 часов: 8 часов — практ. работа, 1 час — обобщение)

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.

^ 22. Музей искусств (интерьер музея). (1 час — практ. работа).

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Задание: изобразить интерьер музея с фигурами людей.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции, открытки из наборов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж» и т.д.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).

^ 23. Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. (1 час – практ. работа).

Задание: Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).

Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.

^ 24. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. (1 час – практ. работа).

Задание: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

^ 25. Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. (1 час — практ. работа).

Задание: Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).

Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина..

Литературный ряд: загадки и стихотворения.

^ 26. Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. (1 час — практ. работа)

Задание: Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).

^ 27. Музеи архитектуры. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т.д.)

Материалы: тонированная бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды с изображением сооружений архитектуры; иллюстрации картин и т.д.

^ 28. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить композиционную схему на тему сказки и выполнить ее в технике бумажной аппликации (обрывная аппликация из цветной бумаги).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, фломастеры, кусочки ткани.

Зрительный ряд: настенные коврики, образцы изделий, выполненные в технике пэчворк, фотографии, варежки, меховая аппликация.

Музыкальный ряд: народная музыка.

^ 29. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. (1 час — практ. работа)

Задание: 1) украсить самостоятельно тарелку гжельской майолики.

2) придумать форму и яркое украшение для воздушного змея

3) нарисовать одного из диковинных животных, увиденных в орнаментах народов;

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: открытки — иллюстрации музеев декоративного искусства, изображения декоративных элементов на одежде; предметы декоративно-прикладного характера.

^ 30. Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (Урок - обобщение). (1 час — обобщение)

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 3 классов

Учащиеся 3 класса должны

знать/понимать:


  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;

  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

^ Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

- ценностно-смысловая ориентация учащегося;

- действие смыслообразования;


  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание;

  2. волевая саморегуляция;

  3. коррекция;

  4. оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:


  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  1. анализ объектов;

  2. синтез, как составление целого из частей;

  3. классификация объектов;

  4. доказательство;

  5. выдвижение гипотез и их обоснование;

  6. построение логической цепи рассуждения.

4 класс (34 часа)

«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) »

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

^ Содержание учебного материала

« Истоки родного искусства» (9 часов: 8 часов - практ. работа, 1 час -обобщение)

Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

^ 1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.

Материалы: графические материалы, бумага белая.

Зрительный ряд: репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».

Литературный ряд: загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

^ 2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. (1 час — практ. работа)

Задание: Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.

Материалы: белая плотная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

^ 3. Гармония жилья с природой. (1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

^ 4. Деревня — деревянный мир. (1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

^ 5. Образ русского человека (женский образ). (1 час – практ. работа)

Задание: Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна» В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну» .

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

^ 6. Образ русского человека (мужской образ). (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина «Александр Невский».

Литературный ряд: С. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей» и т.д.

Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А. Бородина «Богатырская», хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из канты С. Прокофьева «Александр Невский».

^ 7. Воспевание труда в искусстве. (1 час – практ. работа).

Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.

Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».

Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы, поговорки и загадки о труде.

^ 8. Народные праздники. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".

^ 9. Ярмарка. Обобщение темы «Истоки родного искусства». (1 час – обобщение).

Задание: Учащиеся изготавливают из рогозы (мочала) куклу.

Материал: листья рогоза, ножницы, цветные нити, початок рогоза..

Зрительный ряд: рисунки кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы.

Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде).

Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».

«Древние города нашей земли» (7 часов: 6 часов - практ. Работа, 1 час - обобщение)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

^ 10. Древнерусский город-крепость. (1 час – практ. работа).

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; рисунок схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

^ 11. Древние соборы. (1 час – практ. работа).

Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, кисть, ножницы, клей ПВА, резак.

Зрительный ряд: репродукции В. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений А. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.

Музыкальный ряд: запись песни О. Газманова «Золотые купала»

^ 12. Древний город и его жители. (1 час – практ. работа)

Задания:

индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;

коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, резак.

Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».

Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стих М. Познанской

^ 13. Древнерусские воины-защитники. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись народных мелодий.

^ 14. Города русской земли. Золотое кольцо России. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить живописно древнерусский город.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).

Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.

^ 15. Узорочье теремов. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.

Литературный ряд: стихотворения-загадки о ДПИ; отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

^ 16. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» (1 час – обобщение)

Задание: создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).

Материалы: графические материалы, альбом, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна-лягушка» с изображением праздничного пира в царских палатах.

Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», отрывки из русских былин.

Музыкальный ряд: запись народных мелодий.

«Каждый народ - художник» (11 часов: 10 часов — практ. работа, 1 час - обобщение)

"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

^ 17. Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни — сакуры».

Материалы: акварель, кисти, бумага, мелки, пастель, ножницы.

Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма -пагоды и японского жилья.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.

^ 18. Отношение к красоте природы в японской культуре. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы: акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, ножницы, клей ПВА, бумага.

Зрительный ряд: фотографии с изображением техники икэбана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.

^ 19. Образ человека, характер одежды в японской культуре. (1 час – практ. работа).

Задание: Изображение японок в кимоно.

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей, акварель, кисти, мелки.

Зрительный ряд: репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»; Харинобу «Красавица»; фотографии с изображением образа японской женщины в национальной одежде.

Литературный ряд: японская народная песня.

^ 20. Искусство народов гор и степей. (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Зрительный ряд: репродукции картин М. Сарьяна «Колхоз села Каринж», «Старый Ереван», П. Кузнецова «Степь», «Мираж в степи»; фотографии с изображением сакли и юрты; иллюстрации с изображением национальной казахской одежды.

Литературный ряд: загадки, стихотворения В. С. Терьяна, Р. Асаева, И. Никитина, А. Толстого.

Музыкальный ряд: запись народных мелодий (армянская, казахская)

^ 21. Образ художественной культуры Средней Азии. (1 час – практ. работа).

Задание: Подумать над образом древнего среднеазиатского города; выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.

Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля»; стихотворения Низами.

^ 22. Образ красоты древнегреческого человека. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона; «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».

^ 23. Древнегреческая архитектура. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить греческие храмы (объемное моделирование из бумаги).

Материалы: бумага большого формата, ножницы, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.

Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки».

^ 24. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. (1 час – практ. работа).

Задание: На уроке дети создают панно «Олимпийские игры в Древней Греции».

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.

Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.

^ 25. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. (1 час -практ. работа).

Задание: На уроке дети конструируют средневековые готические здания.

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.

^ 26. Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. (1 час -практ. работа).

Задание: На уроке дети работают над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади».

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.

Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

^ 27. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ - художник». (1 час - обобщение).

Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам прошлых четвертей.

Материалы: карточки, задания, дидактические игры, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.

Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.

«Искусство объединяет народы» (7 часов: 6 часов — практ. работа, 1 час — обобщение)

Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

^ 28. Все народы воспевают материнство. (1 час — практ. работа).

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и т.д.

Литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения о матери.

Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л. Зыкиной.

^ 29. Все народы воспевают мудрость старости. (1 час – практ. работа).

Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь, бумага, кисти, мелки, пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Литературный ряд: стих «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка» Р. Гамзатова.

^ 30. Сопереживание — великая тема искусства. (1 час – практ. работа).

Задание: обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.

Материалы: белая бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: отрывок рассказа А. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

^ 31. Герои, борцы и защитники. (2 часа — практ. работа).

Задание: эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель), пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям Великой Отечественной войны и др.

Литературный ряд: стихотворения А. Ахматовой «Мужество».

^ 32. Юность и надежда. (1 час — практ. работа)

Задание: изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин по теме.

Литературный ряд: стихи по теме.

Музыкальный ряд: детские песни.

^ 33. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (1 час – обобщение)

Задание: дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.

Материалы: бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: репродукции.

Литературный ряд: стих И. Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов

Учащиеся 4 класса должны знать/понимать:


  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;

  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

^ Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:


  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание;

  2. волевая саморегуляция;

  3. коррекция;

  4. оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:


  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  1. анализ объектов;

  2. синтез, как составление целого из частей;

  3. классификация объектов;

  4. доказательство;

  5. выдвижение гипотез и их обоснование;

  6. построение логической цепи рассуждения.

Перечень литературы и средств обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение


  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

а) основная литература:


  1. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

  2. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

  3. Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

  4. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.

  5. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с.

  6. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.


  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.

  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

^ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Интерактивная доска

  2. Магнитофон

  3. Компьютер

ТАБЛИЦЫ (комплекты)


  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение. 16 штук

  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ


  • Коллекция для видео «Чудеса Света»

  • Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

  • Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»

  • Современная школа Издательство «Планета». Диски 1-4 класс.

Программа «Основы светской этики»

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта начального общего образования (п. 12.4), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

3. Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»

4. Приказа Минобрнауки России от 1.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 9.08.2004 г. № 1312»

^ Общая характеристика предмета.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязатель­ная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспита­ние патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, ду­ховному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понима­ние их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представ­лений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основан­ной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опо­рой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

^ Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Основы светской этики» отведено 34 ч по 1 ч в неделю.

Педагогическое обеспечение учебного процесса:

"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 кл. ФГОС", М: Русское слово, 2012 г.

Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.

^ Ценностные ориентиры.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесс а, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мо­тивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, чест­ность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у челове­ка, - его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Учащиеся получают знания о соци­альных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Со­держание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружаю­щим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность вы­полнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с тек­стом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим фор­мам работы можно отнести пере сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фак­тов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание пока­зать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последо­вательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получе­ния новых знаний.

Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием проя­вить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отноше­нию к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость И гордыня»). Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества, у них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности и от­зывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

На изучение курса «Основы светской этики» отведено 34 ч по 1 ч в неделю.

Педагогическое обеспечение учебного процесса:

"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 кл. ФГОС", М: Русское слово, 2012 г.

Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.

Содержание

Скачать 4.87 Mb.



Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров

Схема рисовании морозных узоров